суббота, 20 апреля 2013 г.

Марк Лисянский


     Лисянский Марк Самойлович (1913 – 1993) – видный русский советский поэт-песенник, автор современного гимна Москвы.
Марк был выходцем из одесской рабочей семьи. Его отец был портовым грузчиком, сам будущий поэт после окончания школы в г.Николаев работал жестянщиком, затем судовым разметчиком. В газете «Красный Николаев» были напечатаны его первые стихи. В 1932-1934 гг., уже всерьез желая посвятить себя литературной деятельности, Лисянский учился в Московском институте журналистики. После выпуска из института сотрудничал с газетами Харькова, Иваново, Ярославля. В 1940 г. свет увидел его первый поэтический сборник. В годы Великой Отечественной войны Лисянский добровольно ушел на фронт,  сначала был командиром саперного взвода (получил контузию в результате бомбардировки), затем военным корреспондентом. В ноябре 1941 г., будучи в Москве, написал стихи «Я по свету немало хаживал», посвященное столице. Текст состоял из двух строф:

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.

Но всегда я привык гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

У комбайнов, станков и орудий,
В нескончаемой лютой борьбе,
О тебе беспокоятся люди,
Пишут письма друзьям о тебе.

Никогда врагу не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

В 1942 г. композитор И.Дунаевский, увидев стихотворение в одном из журналов, решил создать из него песню. Автора слов ему разыскать в тот момент не удалось, и Дунаевский попросил режиссёра своего ансамбля Сергея Аграняна дописать текст. С 1943 г. песня стала набирать популярность, а в 1995 г. стала гимном Москвы.

     После окончания войны Лисянский, награжденный за свою боевую и литературную деятельность несколькими орденами и медалями, поселился с женой в Москве, работал над поэмами и поэтическими сборниками («Моя земля», «Золотая моя Москва», «За горами, за лесами» и др.), дружил со многими известными советскими поэтами. В дальнейшем И.Дунаевским, Б.Мокроусовым, Ю.Милютиным, О.Фельцманом, Я.Френкелем и другими композиторами было написано немало замечательных песен на стихи Лисянского.В последние годы поэт жил и работал в писательском посёлке Красновидово.
Произведения Лисянского, также как и произведения других талантливых поэтов – это история страны, калейдоскоп чувств и переживаний, поиск ответов на вечные вопросы о смысле жизни, о судьбах человечества, о великой силе любви…Отличительная особенность его стихов – особая музыкальность, благодаря которой ряд его замечательных стихов является прекрасными душевными песнями.

Марк Лисянской с супругой А.Ф.Копорулиной

С жизнью и творчеством поэта можно подробно ознакомиться здесь - http://www.lisyanskiy.net

МОЯ МОСКВА 
(Совместно с С.Аграняном)

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но всегда я привык гордиться,
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.
В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!


ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Осенние листья шумят и шумят в саду,
Знакомой тропою я рядом с тобой иду.
И счастлив лишь тот, в ком сердце поет,
С кем рядом любимый идет.
И счастлив лишь тот, в ком сердце поет,
С кем рядом любимый идет.

Пусть годы проходят, живет на земле любовь,
И там, где расстались, мы встретились нынче вновь.
Сильнее разлук тепло твоих рук,
Мой верный, единственный друг.
Сильнее разлук тепло твоих рук,
Мой верный, единственный друг.
  
В саду опустевшем тропа далеко видна,
И осень прекрасна, когда на душе весна.
Пусть годы летят, но светится взгляд,
И листья над нами шумят.
Пусть годы летят, но светится взгляд,
И листья над нами шумят.

Мемориальная доска в память о Марке Лисянском установлена под окнами квартиры поэта по адресу Москва, ул. Черняховского, дом 4 (т.н. Писательский дом, построенный в 1957 г.)

ГОРИТ ЧЕРНОМОРСКОЕ СОЛНЦЕ

Горит черноморское солнце в тумане,
Акации с нами в пути.
По улице песня шагает и манит…
Солдат, в ногу с песней иди!

Отец твой прошел эту улицу с боем,
Под танком остался твой брат.
Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат.

Тебе доверяет родная держава
Безбрежный простор голубой.
С тобой броненосца «Потемкина» слава,
Котовского слава с тобой.

Так будь же всегда этой чести достоин,
И подвиг прославится твой,
Великой страны несгибаемый воин,
Советской земли часовой!

Растаяла в море тумана завеса,
Под солнцем играет волна.
С любовью глядит на тебя вся Одесса,
С любовью глядит на тебя вся страна.

Отцовское знамя шумит над тобою,
Под ним шел в атаку твой брат.
Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат!

***
Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!


Поэт похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.


Комментариев нет:

Отправить комментарий